Внимание! Сайт переехал.
Новый адрес http://smolenskiysobor.ru/
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО
АВРААМИЯ СМОЛЕНСКОГО
Среди
имен святых мужей, прославившихся пред Господом величием своего
земного подвига стоит имя святого преподобного Авраамия Смоленского.
«Лестницей высокого благочестия духовного» называли его современники.
И нас, отдаленных от времени трудов святого смоленского архимандрита
более чем на семь с половиной столетий, восхищают сияющие высоты
духовной славы преподобного.
Время сохранило для нас житие святого
Авраамия, написанное его учеником – святым Ефремом.
Родился блаженный в благочестивой
семье «верных родителей» Симеона и Марии «христолюбиво в законе
Божьем живших благолепно и честно; был же отец его всеми почитаем
и любим, и имел честь от князя, и воистину знали все, что украшен
он правдой, многим заступлениями в бедах помогал, был милостив
и смирен ко всем, к молитве и церкви прилежал; также и мать его
всем благочестием украшена».
Ко времени рождения мальчика родители
Авраамия были уже в немолодом возрасте и имели несколько дочерей.
Они не уставали молить Бога о сыне, совершая множество обетов
и жертвований церквам, и молитвы их были услышаны.
Однажды в воскресенье некой черноризице,
отдыхавшей после утренней службы, был слышен голос: «Скоро поднимись
и иди, ибо родила Мария отрока, которого надлежит тебе воспринять!»
Послушная ангельскому повелению, монахиня пришла в дом родителей
Авраамия, где ей было видение: «когда дитя омывали, многие святители
священнолепно его словно благодатию крещения освещали, и некая
жена весьма светло сияющая служила, держа одежды белые, как снег».
К сожалению, в житии не указывается
дата рождения преподобного Авраамия. Можно только предположить,
что это произошло после 1146 года.
На восьмой день по рождении, отмеченного
чудесными видениями, явленными словно в пророчество о назначенной
ребенку судьбе, мальчику дано было имя Афанасий, а на сорокой
день от роду младенец был крещен. С младенчества Афанасий воспитывался
в родительском доме в христианском духе, в добрых нравах. По достижении
надлежащего возраста он был отдан учиться святым книгам в один
из монастырей, при котором действовала школа - князь Роман Ростиславович,
любивший просвещение, завел в Смоленске училище, где обучали греческим
и латинским книгам. Святой Ефрем подчеркивает старательность молодого
книжника в учении: «не унывал отрок как прочие дети, но скорым
прилежанием учился и на игры с прочими не ходил, но на божественное
и церковное пение раньше всех приходил», ибо почила на юноше благодать
Божия».
Когда же достиг Афанасий совершеннолетия,
престарелые родители предложили ему поразмыслить о браке. Однако
блаженный юноша в стремлении без остатка посвятить себя Господу,
возненавидев будничную славу земного века, твердо решил облачиться
в «одежды праведности», став монахом. Вскоре умерли христолюбивые
родители Афанасия, оставив единственному сыну богатое наследство.
Богатство не ослепило его своим обманчивым блеском: Афанасий пожертвовал
наследство на храмы и монастыри, роздал имение в многочисленных
и щедрых подаяниях сиротам и вдовам, подражая примеру святых,
чьи жития он так любил читать, облачился в лохмотья, сбросив с
себя дорогие одежды и, уподобившись нищему, принял подвиг юродства.
Спустя некоторое время молодой
подвижник постригся в иноческий чин с именем Авраамия в Богородичном
Успенском монастыре, который находился в Селище, в пяти поприщах
к востоку от Смоленска. Здесь он проводил дни и годы в изучении
Священного Писания, в чтении житий древних святых, работая в монастырском
скриптории и вскоре став его начальником, «списывая книги что
своею рукою, что работой многих писцов», проводил ночи в молитвах,
бдениях, постясь, подчиняясь игумену и слушаясь братию, «принимая
утешение от святых книг».
Наблюдая такое смиренное житие,
искреннее подвижничество, богомудрие и широкие познания уже достаточно
опытного инока, игумен, ценивший образованность и сам прекрасно
знавший и толковавший Писание, благословил Авраамию принять священнический
сан. Он был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха во
время княжения Мстислава Смоленского (Старого), который правил
княжеством с 1197 по 1214 год. Как сообщается в житии, «дар благодати»
в таинстве священства Авраамий воспринял из рук епископа Игнатия,
таким образом, посвящение в сан иеромонаха произошло уже после
1206 года, когда Авраамий прожил в монастыре 30 лет.
По рукоположении Авраамий принял
на себя и обязанности духовника. Вскоре он покинул Селищенскую
обитель. Подобно Иоанну Златоустому, после шести проведенных в
пустыни лет пришедшему учить людей в Антиохию, Авраамий пришел
в Смоленск и поселился в бедном, малолюдном и малоизвестном монастыре
Святого Креста. Смоляне много наслышанные о мудром и смиренном
иеромонахе, все чаще притекали к новому духовнику, чтобы поучиться
у него исполнению заповедей Христовых и благому деланию. Очень
скоро Авраамий, имеющий дар красноречиво и доходчиво толковать
Священное Писание, был отмечен всеобщей любовью и уважением горожан,
поддержавших наставника в тяжелые для него времена.
Со слов преподобного Ефрема мы
знаем и о щедрости Авраамия к сиротам и вдовам, которым он отдавал
все, что приносили ему прихожане, оставляя себе только самое необходимое
для существования, заботился он и об устроении монастыря и церкви,
которую украсил завесами и иконами; часть из которых написал сам.
Известно о двух образах письма Авраамия - «Страшный суд» и «Мытарства
небесные». Проповедь святого подвижника, с которой он обращался
к верующим призывала к покаянию и ежечасным воспоминаниям о будущем
Страшном Суде, которые удерживали бы их от грехов.
Пример благого жития показывал
и сам преподобный своим поведением и обычаями, «был ибо блаженный
воздержан от многого пития, а пьянство отнюдь ненавидел, ризы
по смирению своему носил, избегая дорогих, был весьма смирен,
на трапезы и на пиры вовсе не ходил ради многих зазираний (споров),
творящихся из-за более почетного места...». Это все вызывало особо
теплое отношение жителей к преподобному. Но, к сожалению, это
же возбуждало зависть духовенства, видящего в притягательной силе
личности Авраамия угрозу для собственного благополучия и относящего
таланты преподобного едва ли не к колдовским хитростям. Они объявили
его еретиком и пророком, почитающим Глубинные книги. Неспособность
смоленских священнослужителей понять подвиг Авраамия объяснима
- изнеможденный постом и ночными бдениями аскет в то время и в
той земле был достаточно необычным образцом подвижника.
На суде над Авраамием, происходившем
на «дворе владычнем» в присутствии князя, блаженный смоленский
духовник был оправдан. За Авраамия заступился Сам Господь, явившийся
некоему Луке Прусину, который стоял на молитве девятого часа в
храме Михаила Архангела. Лука, придя на судилище над Авраамием,
объявил: если обвинители не раскаются в своем грехе, 30 лет будет
на них пребывать гнев Божий. На следующий день, однако, Авраамий
с двумя учениками вновь был приведен на суд пред епископом, где
ему были предъявлены прежние обвинения. Противники все-таки добились
заточения Авраамия в Селищенском монастыре, а чтобы более надежно
отгородить от его влияния горожан, не оставивших своего наставника,
они даже послали вооруженный отряд стеречь путь к Богородичной
обители. Пытался заступиться за Авраамия перед епископом Игнатием
и будущий Смоленский иерарх Лазарь, предрекая городу великие беды,
если неправедно восставшие на благочестивого иеромонаха не раскаются
перед ним.
Гнев Божий действительно скоро
обрушился на Смоленск: «было бездождие великое в городе, и иссохла
земля и сады и нивы и весь плод земной», Епископ Игнатий совершил
крестный ход вокруг города», но не избавил город от засухи. Тогда
некий иерей напомнил епископу о неправедном лишении Авраамия права
совершать Божественную литургию. Игнатий же, вызвал к себе опального
иеромонаха и установив, наконец, что он несправедливо оговорен,
со слезами просил у него прощения за совершенную несправедливость.
По их совместной молитве посланный Господом дождь напоил землю
и спас горожан от голодной смерти. Автор жития Авраамия приводит
текст молитвы, сложенной несомненно самим святым:
«Услыши, Боже, и спаси, Владыко
Вседержителю, молитвами святителя Твоего и всех иереев Твоих и
всех людей Твоих, и отвергни гнев Свой от рабов Твоих и помилуй
град сей и всех людей Твоих и прими милостиво воздыхание всех
молящих Тебя со слезами, одожди и напои лице земли, человеков
и животных возвесели; Господи, услыши и помилуй!»
Спустя некоторое время владыка
Игнатий основал монастырь при Смоленской церкви Ризоположения,
содержавшийся на средства епископа. Когда же дело дошло до назначения
в него настоятеля, Игнатий вспомнил о скромном иеромонахе, и поскольку,
по причине бедности обители никто не осмеливался стать ее настоятелем,
епископ послал протопопа Георгия за Авраамием и после дружеской
беседы благословил его на игуменство. Теперь дни Авраамия, вскоре
ставшего архимандритом, были полны забот об упорядочении монастыря,
в котором вскоре поселился и сам Смоленский Архипастырь. Время
проходило в молитвах и поучениях к братии, «многих ибо поучал
и наставлял жить в благом труде, в бдении, молитвах, в терпении
и смирении, в милостыни и любви», в постоянных рассуждениях о
«разлучении души и тела... и как возьмут душу пришедшие ангелы,
и какие испытания будут на воздухе от бесовских мытарей, как предстоять
пред Богом и ответить за все; и куда поведут, и в какое пришествие
предстать пред судище страшного Бога, и каков будет приговор от
Судии, и как огненная река потечет, пожигая все, и кто тогда поможет,
кроме покаяния и милостыни и любви ко всем и иных благодеяний,
кои помогут душе».
В
таком богоугодном делании и завершил жизнь блаженный архимандрит,
предав после непродолжительной болезни душу свою в руки Господа,
проведя 50 лет в подвигах благочестия. Произошло это приблизительного
около 1219 - 1224 г.
В 1549 г. на Макарьевском Соборе
произошла канонизация святых Авраамия и Ефрема Смоленских. Учителю
было установлено всеобщее, а ученику местное празднование, обоим
в день успения Авраамия 21 августа/3 сентября.
|