Несгибаемый дух
все превозможет

Главная страница Смоленский календарь Святыни смоленской земли Библиотека Ссылки
Обратная связь bonifatiy@narod.ru  

Внимание! Сайт переехал.

Новый адрес http://smolenskiysobor.ru/

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО
АВРААМИЯ СМОЛЕНСКОГО

Прп. Авраамий СмоленскийСреди имен святых мужей, прославившихся пред Господом величием своего земного подвига стоит имя святого преподобного Авраамия Смоленского. «Лестницей высокого благочестия духовного» называли его современники. И нас, отдаленных от времени трудов святого смоленского архимандрита более чем на семь с половиной столетий, восхищают сияющие высоты духовной славы преподобного.

Время сохранило для нас житие святого Авраамия, написанное его учеником – святым Ефремом.

Родился блаженный в благочестивой семье «верных родителей» Симеона и Марии «христолюбиво в законе Божьем живших благолепно и честно; был же отец его всеми почитаем и любим, и имел честь от князя, и воистину знали все, что украшен он правдой, многим заступлениями в бедах помогал, был милостив и смирен ко всем, к молитве и церкви прилежал; также и мать его всем благочестием украшена».

Ко времени рождения мальчика родители Авраамия были уже в немолодом возрасте и имели несколько дочерей. Они не уставали молить Бога о сыне, совершая множество обетов и жертвований церквам, и молитвы их были услышаны.

Однажды в воскресенье некой черноризице, отдыхавшей после утренней службы, был слышен голос: «Скоро поднимись и иди, ибо родила Мария отрока, которого надлежит тебе воспринять!» Послушная ангельскому повелению, монахиня пришла в дом родителей Авраамия, где ей было видение: «когда дитя омывали, многие святители священнолепно его словно благодатию крещения освещали, и некая жена весьма светло сияющая служила, держа одежды белые, как снег».

К сожалению, в житии не указывается дата рождения преподобного Авраамия. Можно только предположить, что это произошло после 1146 года.

На восьмой день по рождении, отмеченного чудесными видениями, явленными словно в пророчество о назначенной ребенку судьбе, мальчику дано было имя Афанасий, а на сорокой день от роду младенец был крещен. С младенчества Афанасий воспитывался в родительском доме в христианском духе, в добрых нравах. По достижении надлежащего возраста он был отдан учиться святым книгам в один из монастырей, при котором действовала школа - князь Роман Ростиславович, любивший просвещение, завел в Смоленске училище, где обучали греческим и латинским книгам. Святой Ефрем подчеркивает старательность молодого книжника в учении: «не унывал отрок как прочие дети, но скорым прилежанием учился и на игры с прочими не ходил, но на божественное и церковное пение раньше всех приходил», ибо почила на юноше благодать Божия».

Когда же достиг Афанасий совершеннолетия, престарелые родители предложили ему поразмыслить о браке. Однако блаженный юноша в стремлении без остатка посвятить себя Господу, возненавидев будничную славу земного века, твердо решил облачиться в «одежды праведности», став монахом. Вскоре умерли христолюбивые родители Афанасия, оставив единственному сыну богатое наследство. Богатство не ослепило его своим обманчивым блеском: Афанасий пожертвовал наследство на храмы и монастыри, роздал имение в многочисленных и щедрых подаяниях сиротам и вдовам, подражая примеру святых, чьи жития он так любил читать, облачился в лохмотья, сбросив с себя дорогие одежды и, уподобившись нищему, принял подвиг юродства.

Спустя некоторое время молодой подвижник постригся в иноческий чин с именем Авраамия в Богородичном Успенском монастыре, который находился в Селище, в пяти поприщах к востоку от Смоленска. Здесь он проводил дни и годы в изучении Священного Писания, в чтении житий древних святых, работая в монастырском скриптории и вскоре став его начальником, «списывая книги что своею рукою, что работой многих писцов», проводил ночи в молитвах, бдениях, постясь, подчиняясь игумену и слушаясь братию, «принимая утешение от святых книг».

Наблюдая такое смиренное житие, искреннее подвижничество, богомудрие и широкие познания уже достаточно опытного инока, игумен, ценивший образованность и сам прекрасно знавший и толковавший Писание, благословил Авраамию принять священнический сан. Он был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха во время княжения Мстислава Смоленского (Старого), который правил княжеством с 1197 по 1214 год. Как сообщается в житии, «дар благодати» в таинстве священства Авраамий воспринял из рук епископа Игнатия, таким образом, посвящение в сан иеромонаха произошло уже после 1206 года, когда Авраамий прожил в монастыре 30 лет.

По рукоположении Авраамий принял на себя и обязанности духовника. Вскоре он покинул Селищенскую обитель. Подобно Иоанну Златоустому, после шести проведенных в пустыни лет пришедшему учить людей в Антиохию, Авраамий пришел в Смоленск и поселился в бедном, малолюдном и малоизвестном монастыре Святого Креста. Смоляне много наслышанные о мудром и смиренном иеромонахе, все чаще притекали к новому духовнику, чтобы поучиться у него исполнению заповедей Христовых и благому деланию. Очень скоро Авраамий, имеющий дар красноречиво и доходчиво толковать Священное Писание, был отмечен всеобщей любовью и уважением горожан, поддержавших наставника в тяжелые для него времена.

Со слов преподобного Ефрема мы знаем и о щедрости Авраамия к сиротам и вдовам, которым он отдавал все, что приносили ему прихожане, оставляя себе только самое необходимое для существования, заботился он и об устроении монастыря и церкви, которую украсил завесами и иконами; часть из которых написал сам. Известно о двух образах письма Авраамия - «Страшный суд» и «Мытарства небесные». Проповедь святого подвижника, с которой он обращался к верующим призывала к покаянию и ежечасным воспоминаниям о будущем Страшном Суде, которые удерживали бы их от грехов.

Пример благого жития показывал и сам преподобный своим поведением и обычаями, «был ибо блаженный воздержан от многого пития, а пьянство отнюдь ненавидел, ризы по смирению своему носил, избегая дорогих, был весьма смирен, на трапезы и на пиры вовсе не ходил ради многих зазираний (споров), творящихся из-за более почетного места...». Это все вызывало особо теплое отношение жителей к преподобному. Но, к сожалению, это же возбуждало зависть духовенства, видящего в притягательной силе личности Авраамия угрозу для собственного благополучия и относящего таланты преподобного едва ли не к колдовским хитростям. Они объявили его еретиком и пророком, почитающим Глубинные книги. Неспособность смоленских священнослужителей понять подвиг Авраамия объяснима - изнеможденный постом и ночными бдениями аскет в то время и в той земле был достаточно необычным образцом подвижника.

На суде над Авраамием, происходившем на «дворе владычнем» в присутствии князя, блаженный смоленский духовник был оправдан. За Авраамия заступился Сам Господь, явившийся некоему Луке Прусину, который стоял на молитве девятого часа в храме Михаила Архангела. Лука, придя на судилище над Авраамием, объявил: если обвинители не раскаются в своем грехе, 30 лет будет на них пребывать гнев Божий. На следующий день, однако, Авраамий с двумя учениками вновь был приведен на суд пред епископом, где ему были предъявлены прежние обвинения. Противники все-таки добились заточения Авраамия в Селищенском монастыре, а чтобы более надежно отгородить от его влияния горожан, не оставивших своего наставника, они даже послали вооруженный отряд стеречь путь к Богородичной обители. Пытался заступиться за Авраамия перед епископом Игнатием и будущий Смоленский иерарх Лазарь, предрекая городу великие беды, если неправедно восставшие на благочестивого иеромонаха не раскаются перед ним.

Гнев Божий действительно скоро обрушился на Смоленск: «было бездождие великое в городе, и иссохла земля и сады и нивы и весь плод земной», Епископ Игнатий совершил крестный ход вокруг города», но не избавил город от засухи. Тогда некий иерей напомнил епископу о неправедном лишении Авраамия права совершать Божественную литургию. Игнатий же, вызвал к себе опального иеромонаха и установив, наконец, что он несправедливо оговорен, со слезами просил у него прощения за совершенную несправедливость. По их совместной молитве посланный Господом дождь напоил землю и спас горожан от голодной смерти. Автор жития Авраамия приводит текст молитвы, сложенной несомненно самим святым:

«Услыши, Боже, и спаси, Владыко Вседержителю, молитвами святителя Твоего и всех иереев Твоих и всех людей Твоих, и отвергни гнев Свой от рабов Твоих и помилуй град сей и всех людей Твоих и прими милостиво воздыхание всех молящих Тебя со слезами, одожди и напои лице земли, человеков и животных возвесели; Господи, услыши и помилуй!»

Спустя некоторое время владыка Игнатий основал монастырь при Смоленской церкви Ризоположения, содержавшийся на средства епископа. Когда же дело дошло до назначения в него настоятеля, Игнатий вспомнил о скромном иеромонахе, и поскольку, по причине бедности обители никто не осмеливался стать ее настоятелем, епископ послал протопопа Георгия за Авраамием и после дружеской беседы благословил его на игуменство. Теперь дни Авраамия, вскоре ставшего архимандритом, были полны забот об упорядочении монастыря, в котором вскоре поселился и сам Смоленский Архипастырь. Время проходило в молитвах и поучениях к братии, «многих ибо поучал и наставлял жить в благом труде, в бдении, молитвах, в терпении и смирении, в милостыни и любви», в постоянных рассуждениях о «разлучении души и тела... и как возьмут душу пришедшие ангелы, и какие испытания будут на воздухе от бесовских мытарей, как предстоять пред Богом и ответить за все; и куда поведут, и в какое пришествие предстать пред судище страшного Бога, и каков будет приговор от Судии, и как огненная река потечет, пожигая все, и кто тогда поможет, кроме покаяния и милостыни и любви ко всем и иных благодеяний, кои помогут душе».

Преображенский храм Авраамиева монастыря, г. Смоленск, 18 в.В таком богоугодном делании и завершил жизнь блаженный архимандрит, предав после непродолжительной болезни душу свою в руки Господа, проведя 50 лет в подвигах благочестия. Произошло это приблизительного около 1219 - 1224 г.

В 1549 г. на Макарьевском Соборе произошла канонизация святых Авраамия и Ефрема Смоленских. Учителю было установлено всеобщее, а ученику местное празднование, обоим в день успения Авраамия 21 августа/3 сентября.

ЖитияАкафистСлужбаПредыдущая страница
 
Собор смоленских святых (589 K)
Акафист Пресвятой Богородице ради чудотворной Ея иконы Смоленской, именуемой Одигитрия

(Версия для печати)


Собор смоленских святых на сайте smolyane.narod.ru


Обратная связь
Будем рады Вашим письмам, материалам для библиотеки, сообщениям об ошибках на страницах сайта


Наши друзья

Фонд имени великомученика Феодора Стратилата. Строительство первого в России монастыря на Вяземском ратном поле, имени павших воинов в Великой Отечественной войне

Наши другие проекты

Рассылки Subscribe.Ru
Ежедневные библейские чтения по электронной почте

Сайт для выздоравливающих алкоголиков и наркоманов http://bonifatiy.narod.ru/

Святой мученик Вонифатий