Внимание! Сайт переехал.
Новый адрес http://smolenskiysobor.ru/
МЕДВЕДКОВ ÐЛЕКСЕЙ ИВÐÐОВИЧ
СвÑтой ÐлекÑий ЮжинÑкий был канонизирован КонÑтантинопольÑкой
ПравоÑлавной Церковью в 2004 году. ÐšÐ°Ð½Ð¾Ð½Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ñ ÑоÑтоÑлаÑÑŒ в Париже,
в ÐлекÑандро-ÐевÑком Ñоборе на улице Дарю.
________________________
ÐлекÑей Иванович Медведков родилÑÑ
1 Ð¸ÑŽÐ»Ñ 1867 года в Ñеле Фомичево близ Ð’Ñзьмы, в Ñемье ÑвÑщенника.
Его отец ÑкончалÑÑ Ð²Ñкоре поÑле Ñ€Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñына. ПоÑтому по окончании
духовного училища и Санкт-ПетербургÑкой Ñеминарии ÐлекÑей, неÑмотрÑ
на Ñтремление к паÑÑ‚Ñ‹Ñ€Ñкому Ñлужению, Ñтал иÑкать меÑто, позволÑющее
ему прокормить не только ÑебÑ, но и Ñвою мать. Будучи музыкально
одаренным и Ð¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°Ñ Ð¿Ñ€ÐµÐºÑ€Ð°Ñным баÑом, он легко нашел меÑто пÑаломщика
при храме ÑвÑтой Екатерины на ВаÑильевÑком оÑтрове. Через некоторое
Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð½ женилÑÑ. Среди причин, оÑтанавливавших его на пути к
ÑвÑщенÑтву, было и оÑтрое Ñознание выÑоты паÑÑ‚Ñ‹Ñ€Ñкого призваниÑ.
Ð¡Ð¾Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐµÐ³Ð¾ разрешил будущий ÑвÑтой Иоанн КронштадтÑкий, у которого
он чаÑто иÑповедовалÑÑ Ð¸ который благоÑловил его подать прошение
о хиротонии. ÐлекÑей был рукоположен в диакона 24 Ð´ÐµÐºÐ°Ð±Ñ€Ñ 1895
года, а в ÑвÑщенника — 26 декабрÑ.
Ð’ начале 1896 года отец ÐлекÑий
был назначен ÑвÑщенником в Ñело Вруда ПетербургÑкой губернии.
Приход ÑоÑтавлÑл 13 деревень — 1500 прихожан, но при Ñтом был
довольно бедным, так что, как и многим другим ÑвÑщенникам, отцу
ÐлекÑию пришлоÑÑŒ трудитьÑÑ Ð½Ð° полевых работах, чтобы прокормить
Ñемью. Он ревноÑтно взÑлÑÑ Ð·Ð° паÑÑ‚Ñ‹Ñ€Ñкий труд, и оÑобенно — за
церковное воÑпитание Ñвоих паÑомых. Порой он целыми ночами работал
над Ñвоими проповедÑми. Он выпиÑывал книги, Ñам читал ÑвÑтоотечеÑкие
творениÑ, чтобы донеÑти их до паÑтвы. Он также преподавал Божие
Слово в церковно-приходÑкой школе и других школах Ñвоего округа.
Двадцать три года любвеобильного и Ñмиренного ÑÐ»ÑƒÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑ‚Ñжали
ему любовь и уважение паÑтвы и Ñобратий-ÑвÑщенников. Ð’ 1916 году,
он был возведен в Ñан протоиереÑ.
При наÑтуплении революции он был
брошен в тюрьму, где претерпел издевательÑтва и пытки. Ему переломали
руки и ноги и на вÑÑŽ оÑтавшуюÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÑŒ повредили лицевой нерв.
По милоÑти Божией, в 1919 году отцу ÐлекÑию удалоÑÑŒ бежать Ñ Ñемьей
в ÐÑтонию. Там ему поначалу пришлоÑÑŒ работать шахтером, а затем
ночным Ñторожем. Ð’ 1923 году он был назначен внештатным ÑвÑщенником
в храме города Иеве, где, в чаÑтноÑти, занималÑÑ Ñ†ÐµÑ€ÐºÐ¾Ð²Ð½Ñ‹Ð¼ образованием
детей Ñмиграции. ÐищенÑÐºÐ°Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÑŒ подорвала здоровье его жены,
ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ ÑкончалаÑÑŒ в 1929 году.
Ð’ том же году отец ÐлекÑий напиÑал
ходатайÑтво митрополиту Евлогию (ГеоргиевÑкому), управлÑвшему
руÑÑкими правоÑлавными приходами в Западной Европе, о переходе
в его юриÑдикцию. Ð’ ÑентÑбре 1929 года отец ÐлекÑий Ñ Ð´Ð¾Ñ‡ÐµÑ€Ñми
и внуком переехал в Париж. Ð’Ñкоре он был назначен наÑтоÑтелем
СвÑто-ÐиколаевÑкого прихода в городе Южин, в Савойе. ЗдеÑÑŒ на
металлургичеÑком заводе работали неÑколько Ñотен руÑÑких Ñмигрантов.
Отец ÐлекÑий прежде вÑего взÑлÑÑ
за благоуÑтроение богоÑлужений. Служил он долго, четко выговариваÑ
каждое Ñлово. При помощи регента ему удалоÑÑŒ Ñоздать из прихожан
прекраÑный и многочиÑленный хор. Задолго до начала литургии начинал
он проÑкомидию, Ð¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾Ñ‡Ð¸Ñленных паÑомых и заповедавших
ему молитьÑÑ Ð¾ них. Он также чаÑто Ñлужил панихиды по проÑьбе
прихожан, вÑÑкий раз отказываÑÑÑŒ брать за них деньги. Ð’ Южине
он вновь взÑлÑÑ Ð·Ð° проÑвещение Ñвоей паÑтвы, организовав уроки
Закона Божьего Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑ‚ÐµÐ¹ прихода.
ÐеÑÐ¼Ð¾Ñ‚Ñ€Ñ Ð½Ð° то, что заводÑкое руководÑтво
давало ему безвозмездно квартиру и уголь, а также, ÑовмеÑтно Ñ
приходом, платило ему жалованье, отец ÐлекÑий жил бедно, раздаваÑ
большую чаÑÑ‚ÑŒ Ñвоих доходов нищим. По воÑпоминаниÑм прихожан,
донеÑенных ÑоÑтавительницей его жизнеопиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð.Д. Донзо, отец
ÐлекÑий был человеком трудолюбивым, иÑключительно Ñмиренным, деликатным,
почти заÑтенчивым, никогда не ищущим Ñвоей пользы, но вÑегда лишь
пользы паÑомых. Его чаÑто можно было вÑтретить погруженным в молитву,
в глубокие размышлениÑ.
Ð’ то Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ ÑÐ¼Ð¸Ð³Ñ€Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð±Ñ‹Ð»Ð° разделена,
как в церковном отношении, так и в политичеÑком — из РоÑÑии бежали
предÑтавители Ñамых разных партий и течений. Ðо отец ÐлекÑий был
далек от вÑего Ñтого. Когда при нем разговор заходил о политике,
о церковных неÑтроениÑÑ…, он замолкал и незаметно погружалÑÑ Ð²
молитву. Ðтот нейтралитет, отказ вÑтать на Ñторону той или иной
группы, как и его ревноÑтноÑÑ‚ÑŒ к длительным богоÑлужениÑм, породили
в Ñреде его паÑтвы немало недоброжелателей. Раздражение возбуждала
и его Ð½ÐµÐ²Ð·Ñ€Ð°Ñ‡Ð½Ð°Ñ Ð²Ð½ÐµÑˆÐ½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ, Ð·Ð°Ð»Ð°Ñ‚Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ñ€ÑÑка. Однажды ему даже
пришлоÑÑŒ ехать объÑÑнÑÑ‚ÑŒÑÑ Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ´ митрополитом в Париж, но большаÑ
чаÑÑ‚ÑŒ его паÑтвы отÑтоÑла Ñвоего любимого паÑÑ‚Ñ‹Ñ€Ñ.
Среди
членов ПриходÑкого Ñовета много было таких, кто во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð“Ñ€Ð°Ð¶Ð´Ð°Ð½Ñкой
войны привык командовать. И здеÑÑŒ, на Совете, они пыталиÑÑŒ веÑти
ÑÐµÐ±Ñ ÐºÐ°Ðº хозÑева храма. Однако, Ñмиренный и молчаливый когда оÑкорблÑли
его Ñамого, отец ÐлекÑий ÑтановилÑÑ Ñ‚Ð²ÐµÑ€Ð´Ñ‹Ð¼ и непреклонным, когда
речь заходила о Ñтрого церковных вопроÑах, в которых он не находил
возможным идти на какой-либо компромиÑÑ. ЗаÑÐµÐ´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¡Ð¾Ð²ÐµÑ‚Ð° чаÑто
проходили бурно — Ð´Ð»Ñ Ð¾Ñ‚Ñ†Ð° ÐлекÑиÑ, привыкшего к размеренной приходÑкой
жизни в РоÑÑии, вÑе Ñто было внове. Он ÑтаралÑÑ Ð¿Ñ€ÐµÐ¾Ð´Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ñ‚ÑŒ Ñти
бури молитвой — как только на Совете разгоралиÑÑŒ Ñпоры, он замолкал
и погружалÑÑ Ð² молитву. Ðо еÑли на Совете или в чаÑтной беÑеде
разговор заходил о Боге, о Церкви, он мгновенно воодушевлÑлÑÑ,
многое объÑÑнÑл и раÑÑказывал, Ñ†Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ€ÑƒÑ Ð½Ð° памÑÑ‚ÑŒ СвÑщенное ПиÑание
и Отцов Церкви, а также оÑобо любимого им Ð.С. ХомÑкова.
Трудно было отцу ÐлекÑию — ÑтароÑÑ‚ÑŒ,
иÑповедничеÑкие раны и чуждоÑÑ‚ÑŒ обÑтановки подломили его здоровье,
и в июле 1934 года его помеÑтили в больницу в ÑоÑеднем городе
ÐннеÑи. ЗдеÑÑŒ у него обнаружили рак кишечника. Первое Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¾Ñ‚ÐµÑ†
ÐлекÑий был очень одинок. Ðавещали его дочери, пÑаломщик и еще
два-три прихожанина. Они читали ему каноны и акафиÑÑ‚Ñ‹, которые
он очень любил.
Ð’ авгуÑте поÑетителей Ñтало больше.
Со вÑеми он говорил преимущеÑтвенно о ТаинÑтвах покаÑÐ½Ð¸Ñ Ð¸ причащениÑ,
готовÑÑÑŒ принÑÑ‚ÑŒ их в поÑледний раз. Многие поÑетители вÑпоминали,
что его проникновенный взор Ñообщал им какую-то оÑобенную Ñилу
молитвы. Ð’ глубоком Ñмирении ÑÑ‡Ð¸Ñ‚Ð°Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ð²Ð¸Ð½Ð¾Ð²Ð½Ñ‹Ð¼ во вражде к
Ñебе его недоброжелателей, он через каждого приходÑщего к нему
передавал им мольбу о прощении. К нему регулÑрно приезжал его
духовник, отец Георгий Шумкин. Ðо накануне Ñвоей кончины, чувÑтвуÑ
ее близоÑÑ‚ÑŒ, отец ÐлекÑий вызвал ближайшего ÑвÑщенника, которым
оказалÑÑ Ð¾Ñ‚ÐµÑ† Григорий Клочко, находившийÑÑ Ð² юриÑдикции митрополита
ÐÐ½Ñ‚Ð¾Ð½Ð¸Ñ (Храповицкого). Отец Григорий Ñовершил над ним Ñоборование
и причаÑтил его. СоÑеди по палате раÑÑказывали, что накануне Ñмерти
отец ÐлекÑий громко воÑпевал церковные пеÑнопениÑ. Рано утром
22 авгуÑта 1934 года он Ñмиренно и тихо отошел ко ГоÑподу.
Врачи потребовали немедленного положениÑ
во гроб, так как рак раÑпроÑтранилÑÑ Ð¿Ð¾ вÑему организму, а в таких
ÑлучаÑ, говорили они, тело разлагаетÑÑ Ð¼Ð³Ð½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð½Ð¾. Однако прихожане
пожелали, чтобы оÑтанки почившего был перевезены в Южин. Ðа погребение
ÑобралаÑÑŒ вÑÑ Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ°Ñ ÐºÐ¾Ð»Ð¾Ð½Ð¸Ñ. Похороны отца ÐлекÑÐ¸Ñ Ñтали Ñветлым
и торжеÑтвенным церковным праздником: Ð¾Ð±Ð¾Ð¹Ð´Ñ ÐºÑ€ÐµÑтным ходом вокруг
храма, его гроб понеÑли на кладбище; креÑÑ‚, хоругви, множеÑтво
детей Ñ Ñ†Ð²ÐµÑ‚Ð°Ð¼Ð¸, хор, Ñветлое облачение духовенÑтва, белый покров
на гробе и какое-то необъÑÑнимое, умиленно-радоÑтное наÑтроение
у вÑех ÑобравшихÑÑ. УÑпокоилаÑÑŒ даже безутешно Ñ€Ñ‹Ð´Ð°Ð²ÑˆÐ°Ñ Ð´Ð¾ Ñтого
ÑÑ‚Ð°Ñ€ÑˆÐ°Ñ Ð´Ð¾Ñ‡ÑŒ отца ÐлекÑиÑ. Ð¡Ð²ÐµÑ‚Ð»Ð°Ñ Ñ€Ð°Ð´Ð¾ÑÑ‚ÑŒ коÑнулаÑÑŒ вÑех.
Ð’
1953 году городÑкие влаÑти решили упразднить Ñтарое кладбище.
К тому времени южинÑкий приход находилÑÑ Ð² юриÑдикции МоÑковÑкой
Патриархии. Его наÑтоÑтель, протоиерей Филипп Шпортак, озаботилÑÑ
перенеÑением оÑтанков отца ÐлекÑÐ¸Ñ Ð½Ð° новое кладбище. 22 авгуÑта
1956 года гробокопатели начали работу над могилой отца ÐлекÑиÑ.
ВпоÑледÑтвии они раÑÑказывали, что, доÑтигнув глубины около метра,
они по какому-то непонÑтному побуждению отложили кирки и лопаты
и Ñтали оÑторожно разгребать землю. К Ñвоему изумлению, они увидели
лежащее в мокрой глине нетленное тело отца ÐлекÑиÑ, выглÑдевшее
так, будто он ÑкончалÑÑ Ð»Ð¸ÑˆÑŒ двумÑ-Ñ‚Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð´Ð½Ñми ранее. При Ñтом
деревÑнный гроб и его металличеÑкие ÑоÑтавлÑющие Ñовершенно иÑтлели.
Ðеповрежденным оÑталоÑÑŒ не только тело отца ÐлекÑиÑ, но и его
облачение, а также Евангелие, лежавшее у него на груди. Когда
же Ñтали вынимать оÑтанки отца ÐлекÑÐ¸Ñ Ð¸Ð· могилы, оказалоÑÑŒ, что
его члены Ñохранили гибкоÑÑ‚ÑŒ, а кожа оÑталаÑÑŒ мÑгкой. Прибывший
на меÑто врач недоумевал, как могло ÑохранитьÑÑ Ñ‚ÐµÐ»Ð¾ человека,
который ÑкончалÑÑ Ð¾Ñ‚ такой формы рака. Тело было извлечено из
могилы, переложено в новый гроб и до Ð¿Ð¾Ð³Ñ€ÐµÐ±ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñтавлено на поверхноÑти
земли на трое Ñуток. Ð¥Ð¾Ñ‚Ñ ÑтоÑло жаркое лето, тело не подверглоÑÑŒ
тлению. Ðа Ñледующий день под проливным дождем тело перенеÑли
на новое кладбище. Панихиду Ñлужил отец Филипп Шпортак. ВпоÑледÑтвии
панихиду над новой могилой Ñовершил и Ñкзарх Патриарха МоÑковÑкого
в Западной Европе ПреоÑвÑщенный Ðиколай (Еремин).
Позднее, по благоÑловению РуÑÑкого
Ðкзарха Ð’ÑеленÑкого Патриарха митрополита Владимира (Тихоницкого),
преемника митрополита Ð•Ð²Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ (ГеоргиевÑкого), было принÑто решение
о перенеÑении нетленных оÑтанков отца ÐлекÑÐ¸Ñ Ð½Ð° руÑÑкое кладбище
в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Вновь была вÑкрыта могила,
гроб извлечен, и крышка, по любопытÑтву рабочих, неоднократно
открывалаÑÑŒ. Тело пребывало в прежнем ÑоÑтоÑнии. Погребение ÑоÑтоÑлоÑÑŒ
4 октÑбрÑ, в крипте кладбищенÑкого храма. ПоÑле заупокойной БожеÑтвенной
литургии, которую возглавил викарий митрополита Владимира, ПреоÑвÑщенный
Мефодий (Кульман), была отÑлужена панихида, Ð¾Ð±ÑŠÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¸Ð²ÑˆÐ°Ñ Ð´ÑƒÑ…Ð¾Ð²ÐµÐ½Ñтво
вÑех трех разъединенных юриÑдикций — РуÑÑкого Ðкзархата Ð’ÑеленÑкой
Патриархии, Ðкзархата МоÑковÑкой Патриархии и РуÑÑкой Зарубежной
Церкви.
СвÑтый праведный отче ÐлекÑие, моли
Бога о наÑ!
Литература
* Archipretre Alexis Medvedkov
(1867-1934), Paris, 1987, 32 p.
* ÐоÑик, Б. Ðœ., Ðа погоÑте XX века, СПб.: Золотой век; Диамант,
2001, 311-313.
ИÑпользованные материалы
* http://zarubezhje.narod.ru/mp/m_021.htm
* http://www.russie.net/france/gen-index.htm
* http://fr.wikipedia.org/wiki/Alexis_d%27Ugine
* МонаÑтырь в БюÑÑи-ен-От http://perso.orange.fr/monastere.bussy/histoire.html
* "КонÑтантинопольÑкий Патриархат канонизировал мать Марию
(Скобцову) и четверых других подвижников РуÑÑкого ЗарубежьÑ":
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=356&did=10635
* Икона - Ñ Ñайта Джима ФореÑта.
[1] Ð’ руÑÑком переводе Синодального поÑÑ‚Ð°Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ канонизации,
возможно ошибочно - протопреÑвитер. См. "КонÑтантинопольÑкий
Патриархат канонизировал мать Марию (Скобцову) и четверых других
подвижников РуÑÑкого ЗарубежьÑ", http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=356&did=10635
|