Несгибаемый дух
все превозможет

Главная страница Смоленский календарь Святыни смоленской земли Библиотека Ссылки
Обратная связь bonifatiy@narod.ru  

Внимание! Сайт переехал.

Новый адрес http://smolenskiysobor.ru/

Ростислав Мстиславич

Ростислав Мстиславич - первый смоленский князь, сын Мстислава , внук Владимира Мономаха. За пять лет до своей смерти, в 1127 году, Мстислав посадил своего старшего сына Изяслава князем в Курске, а Ростислава - в Смоленске.

Ростислав был лучший блюститель народных вечевых прав. Особенно характеристической чертой смоленского княжества было совершенное слияние княжеской дружины с земщиной, принимавшей здесь самое деятельное участие во всех общественных и политических делах. Сами смоленские князья пользовались весьма ограниченными правами. Р. Мстиславич не ограничил прав земщины, а, напротив, во всех делах сам стал на нее опираться. В первое время своего княжения в Смоленске молодой князь во всем подчинялся велениям своего отца; даже инициатива борьбы смолян с полоцкими князьями принадлежит не Р., а отцу его, Мстиславу. Особенности личного темперамента влекли Р. Мстиславовича к мирной, организаторской деятельности. Вся суть его княжения заключалась в том, что он "устроил" Смоленское княжество. Объединить политически смоленских кривичей, сделать смоленский край богатым, сильным и независимым от других княжеств - такова была цель его внутренней политики. Для этого он образовал из Смоленской области особое княжество и стал называться великим князем смоленским. Его княжество заключало в своих пределах, кроме нынешней Смоленской губернии, часть Псковской (Торопецкий уезд), половину Могилевской, часть губерний Витебской, Тверской (Ржевский и Осташковский уезды), Московской (Можайский уезд) и Калужской. Окруженное со всех сторон русскими землями, Смоленское княжество по самому географическому своему положению было избавлено от постоянных войн с инородческими племенами.

Р. упросил митрополита Никиту поставить в Смоленске епископа (Мануила).

Еще в 1137 году Р. Мстиславич задумал привесть в известность пространство всех земель и угодий, находившихся в пользовании смолян, а также количество городов, погостов, сел, промыслов, состояние торговли, с тем чтобы на основании собранных данных точнее и равномернее распределить сумму налога, какую могло бы платить ему Смоленское княжество. Для этого он собрал в Смоленске вече, состоявшее из представителей всех городов и селений; результатом совещания явилась 30 сентября 1150 года известная "уставная грамота", данная смоленской епископии. Далее, Р. много заботился о собирании и списывании книг и рукописей. В самом Смоленске, в других городах и селениях в его время появились книгохранилища светской и духовной литературы.

В 1159 году киевляне пригласили Р. к себе на великокняжеский стол, на место Изяслава Давидовича . Чтобы не подать смолянам, новгородцам и киевлянам повода упрекнуть его в стремлении к самовластию и из уважения к народным правам и обычаям, Р. послал предварительно в Киев двух земских послов: от смолян - Ивана Ручечника, от новгородцев - Якуна, договориться с киевлянами о том на каких условиях они приглашают его в киевские князья. "Любовию ли духа и советом соединения, - писал он киевлянам, - зовете мя на великое княжение в Киев? И если это так, то благодать имам к вам". Очевидно, уезжая от смолян, Р. не желал разрывать нравственной связи с смолянами и новгородцами, которые всегда видели в нем защитника народных вольностей. "И сретоша в Киеве Р. вси людие и множество народа приняша и людие с довольной честью и бысть людям двоя радость, и воскресение и княже седение".

Своей справедливой, примирительной политикой Р. сумел привлечь к себе симпатии всех удельных князей; даже с давнишними врагами русской земли, половцами, он старался скрепить союз родственными связями.

В конце его княжения новгородцы невзлюбили своего князя Святослава , сына Р., и выгнали его из Новгорода. Р. решился отправиться в Новгород, с тем чтобы примирить своего сына с новгородцами (1168 год). Когда смоляне узнали, что к ним едет любимый князь их, "мало не весь город Смоленск" выехал к нему на встречу за 300 верст. Богато одаренный смолянами, Р. отправился к Новгороду через Торопец, но здесь занемог и потому послал сказать к сыну в Новгород, чтобы тот явился в Великие Луки вместе с знатными новгородцами. Р. упрашивал послов примириться с сыном, не разлучаться с ним до гроба, умолял их держаться союза с смолянами, как лучшими их друзьями; сына Святослава он упрашивал ладить с новгородцами. Обе стороны скрепили свой союз, и новгородцы обещали быть верными Святославу до гроба. На обратном пути, в Смоленске, Р. почувствовал себя еще хуже, но, желая во что бы то ни стало умереть в Киеве, продолжал путь. Он умер в с. Зарубе; его тело было привезено в Киев.

Ср. летописи Ипатьевская, Никоновская, Лаврентьевская и Воскресенская; Беляев "Лекции по истории русского законодательства"; его же "Рассказы из русской истории" (т. IV); "Дополнение к Актам Истории" (I); Голубовский "История северной земли" (в "Сборнике студентов университета св. Владимира", вып. III); Филарет "Обзор русской духовной литературы" (1859); Н. Барсов "Географические нач. летописи"; Погодин "Исследования, лекции и заметки" (VII); Корсаков "Моря и Ростовское княжество". И. Красноперов.

Ист.: http://www.hi-edu.ru/Brok/01170379.htm

ЖитияАкафистСлужбаПредыдущая страница
 
Собор смоленских святых (589 K)
Акафист Пресвятой Богородице ради чудотворной Ея иконы Смоленской, именуемой Одигитрия

(Версия для печати)


Собор смоленских святых на сайте smolyane.narod.ru

Обратная связь
Будем рады Вашим письмам, материалам для библиотеки, сообщениям об ошибках на страницах сайта


Наши друзья

Фонд имени великомученика Феодора Стратилата. Строительство первого в России монастыря на Вяземском ратном поле, имени павших воинов в Великой Отечественной войне

Наши другие проекты

Рассылки Subscribe.Ru
Ежедневные библейские чтения по электронной почте

Сайт для выздоравливающих алкоголиков и наркоманов http://bonifatiy.narod.ru/

Святой мученик Вонифатий