Внимание! Сайт переехал.
Новый адрес http://smolenskiysobor.ru/
Ростислав Мстиславич
Ростислав Мстиславич - первый смоленский
князь, сын Мстислава , внук Владимира
Мономаха. За пять лет до своей смерти, в 1127 году, Мстислав
посадил своего старшего сына Изяслава князем в Курске, а Ростислава
- в Смоленске.
Ростислав был лучший блюститель народных
вечевых прав. Особенно характеристической чертой смоленского княжества
было совершенное слияние княжеской дружины с земщиной, принимавшей
здесь самое деятельное участие во всех общественных и политических
делах. Сами смоленские князья пользовались весьма ограниченными
правами. Р. Мстиславич не ограничил прав земщины, а, напротив, во
всех делах сам стал на нее опираться. В первое время своего княжения
в Смоленске молодой князь во всем подчинялся велениям своего отца;
даже инициатива борьбы смолян с полоцкими князьями принадлежит не
Р., а отцу его, Мстиславу. Особенности личного темперамента влекли
Р. Мстиславовича к мирной, организаторской деятельности. Вся суть
его княжения заключалась в том, что он "устроил" Смоленское княжество.
Объединить политически смоленских кривичей, сделать смоленский край
богатым, сильным и независимым от других княжеств - такова была
цель его внутренней политики. Для этого он образовал из Смоленской
области особое княжество и стал называться великим князем смоленским.
Его княжество заключало в своих пределах, кроме нынешней Смоленской
губернии, часть Псковской (Торопецкий уезд), половину Могилевской,
часть губерний Витебской, Тверской (Ржевский и Осташковский уезды),
Московской (Можайский уезд) и Калужской. Окруженное со всех сторон
русскими землями, Смоленское княжество по самому географическому
своему положению было избавлено от постоянных войн с инородческими
племенами.
Р. упросил митрополита Никиту поставить
в Смоленске епископа (Мануила).
Еще в 1137 году Р. Мстиславич задумал
привесть в известность пространство всех земель и угодий, находившихся
в пользовании смолян, а также количество городов, погостов, сел,
промыслов, состояние торговли, с тем чтобы на основании собранных
данных точнее и равномернее распределить сумму налога, какую могло
бы платить ему Смоленское княжество. Для этого он собрал в Смоленске
вече, состоявшее из представителей всех городов и селений; результатом
совещания явилась 30 сентября 1150 года известная "уставная грамота",
данная смоленской епископии. Далее, Р. много заботился о собирании
и списывании книг и рукописей. В самом Смоленске, в других городах
и селениях в его время появились книгохранилища светской и духовной
литературы.
В 1159 году киевляне пригласили Р.
к себе на великокняжеский стол, на место Изяслава Давидовича . Чтобы
не подать смолянам, новгородцам и киевлянам повода упрекнуть его
в стремлении к самовластию и из уважения к народным правам и обычаям,
Р. послал предварительно в Киев двух земских послов: от смолян -
Ивана Ручечника, от новгородцев - Якуна, договориться с киевлянами
о том на каких условиях они приглашают его в киевские князья. "Любовию
ли духа и советом соединения, - писал он киевлянам, - зовете мя
на великое княжение в Киев? И если это так, то благодать имам к
вам". Очевидно, уезжая от смолян, Р. не желал разрывать нравственной
связи с смолянами и новгородцами, которые всегда видели в нем защитника
народных вольностей. "И сретоша в Киеве Р. вси людие и множество
народа приняша и людие с довольной честью и бысть людям двоя радость,
и воскресение и княже седение".
Своей справедливой, примирительной
политикой Р. сумел привлечь к себе симпатии всех удельных князей;
даже с давнишними врагами русской земли, половцами, он старался
скрепить союз родственными связями.
В конце его княжения новгородцы невзлюбили
своего князя Святослава , сына Р., и выгнали его из Новгорода. Р.
решился отправиться в Новгород, с тем чтобы примирить своего сына
с новгородцами (1168 год). Когда смоляне узнали, что к ним едет
любимый князь их, "мало не весь город Смоленск" выехал к нему на
встречу за 300 верст. Богато одаренный смолянами, Р. отправился
к Новгороду через Торопец, но здесь занемог и потому послал сказать
к сыну в Новгород, чтобы тот явился в Великие Луки вместе с знатными
новгородцами. Р. упрашивал послов примириться с сыном, не разлучаться
с ним до гроба, умолял их держаться союза с смолянами, как лучшими
их друзьями; сына Святослава он упрашивал ладить с новгородцами.
Обе стороны скрепили свой союз, и новгородцы обещали быть верными
Святославу до гроба. На обратном пути, в Смоленске, Р. почувствовал
себя еще хуже, но, желая во что бы то ни стало умереть в Киеве,
продолжал путь. Он умер в с. Зарубе; его тело было привезено в Киев.
Ср. летописи Ипатьевская, Никоновская, Лаврентьевская
и Воскресенская; Беляев "Лекции по истории русского законодательства";
его же "Рассказы из русской истории" (т. IV); "Дополнение к Актам
Истории" (I); Голубовский "История северной земли" (в "Сборнике
студентов университета св. Владимира", вып. III); Филарет "Обзор
русской духовной литературы" (1859); Н. Барсов "Географические нач.
летописи"; Погодин "Исследования, лекции и заметки" (VII); Корсаков
"Моря и Ростовское княжество". И. Красноперов.
Ист.: http://www.hi-edu.ru/Brok/01170379.htm
|